Меню

воскресенье, 17 января 2016 г.

Доступ к телу. Предисловие.



Решила связать во едино свой опыт занятий, практик. Он не большой относительно гигантов в этих направлениях, - людей мудрых, прошедших многое, погрузившихся на глубину и вернувшихся с жемчужинами знаний.



Что я хочу сделать?

Здесь будет не о том, как сделать тело привлекательным для стороннего глаза, не про модное тело, закаченное с прорисовкой мышц - не про внешние показатели и оценочные суждения со стороны.
Это тоже нужно, но я буду писать:

  • про внутренне чувство целостности. 
  • Про наше с взаимодействие, дружбу с телом. Какие могут быть шаги в этом направлении. 
  • Здесь про то, как отпустить себя, и довериться телу, когда нужно, не уходя в животное состояние, оставаясь здесь и сейчас. 
  • Про то, что к этому меня подтолкнуло и продолжает толкать.


Говоря о целостном, гармоничном теле, имею в виду хорошо отстроенную связь физической оболочки, эмоций, ума, нервной системы, а также тонких структур, которые сложно назвать, объяснить, но проявляются в нашей повседневности, как экзистенциальные, религиозные, духовные движения.

В последнее время родилась необходимость организовать свою жизнедеятельность, а также свое отношение к тому, чего касается моя личность и мое тело. А значит, общение и с самой собой и с окружающим меня миром. 

Поэтому пытаюсь (именно пока пытаюсь и учусь) систематизировать как-то свой быт, свою многочисленную деятельность и интересы (чтобы по углам не валялись недовязанные рукава, шапочки, ждущие штопки носочки, безрукавочки, и вещи, которые не знаю, в какую категорию определить и не знаю, что с ними делать просто выкинь их, Вика, просто выкидывай все ненужное).

Да, и это же касается моих телесных практик или практик моего тела.


Я не первая, кто пишет о здоровье, о теле, регистрирует опыты, пришедшие во время практик, констатирует факт своего существования. И огромное за это спасибо этим чудесным людям, они хороший пример вербализации невербального, организации неосознанного в символическом мире. Потому что благодаря этому даже, для тех, кто не связан с движением, танцем, телесными практиками, становится понятным, что происходит с Телом (с большой буквы, т.к. это понятие обобщающее опыт телесной жизни, деятельности людей в целом), что это и зачем.

Хочу здесь конкретно назвать тех самых, чьи тексты меня вдохновляют не только писать тексты, но и начать общаться со своим телом, как с мудрой частью нашей вселенной: Alexander Girshon , Борис ПродухоБезроднова АлександраIrinika Basalayeva, Нина Кунгурова (или здесь), Дарья Постникова (здесь, правда, больше инфы), Olga ZotovaAlfiya Rakhmanova. Ну и, конечно, Стив Пакстон, Мэри Старк Уайтхаус, Нэнси Старк Смит.

Как все начиналось для меня?
Помню свой самый первый опыт выступления на аудиторию. У нас в классе постоянно проводились праздники, где каждый выступал, параллельно мы были еще и театральным классом (наш предводитель Tatyana Babei - режиссер, сценическая мама, первый педагог по владению своим телом, голосом, эмоциями). Т.е. мы еще и на сцене выступали. Это была сначала школьная сцена, но и этого было достаточно, чтобы дух захватывало (родители и свои и чужие, дети из других классов и других школ). А потом мы ездили на фестивали (сцена в Батлейке Молодечно и другой город).
Было очень страшно и в то же время это очень нравилось. Думаю, связано это:
  • с проявлением своей личности - есть возможность наблюдать со стороны за тем, что происходит и как твое тело, твоя персона начинает себя вести. А наблюдение со стороны включается, т.к. ситуация не стандартная, не повседневная и всегда новая. Это тоже можно назвать медитативными состояниями, но в динамике.
  • с приливом энергии. Общение с аудиторией - это энергетический обмен. Но есть проблема - если неосознанно подключаешься к этому эгрегору, очень сложно фильтровать то, что есть в информационном поле: и что ты впускаешь в себя, и что отдаешь. Но вернусь к тому, что нравилось выступать не смотря ни на что - после выступлений я была и опустошена и, в то же время, наполнена энергией, силой.
Вот ведь с этого все и началось, это стало моим наркотиком. Правда, только сейчас начинаю задумываться, почему, что все это дает.

А ведь у меня плохо получалось - меня было плохо слышно (голос не летел) и совсем не верилось в моего героя. Когда мы делали общий проект нашей вильнюсской студии с Белорусским Свободным Театром, тогда на меня Владимир Щербань сильно кричал - вот тогда я точно поняла - фигня, Виктория, все очень плохо, врешь и никто не верит. 

Я сама не верю. 

Потому как нет той структуры, устойчивой основы, от которой можно было бы оттолкнуться в широкое плавание импровизации - мой материал мной же не был исследован. Т.е. я хотела быть какой-то, не зная какая я в действительности. Слишком много белых пятен в теле, которые не позволяют полностью владеть материалом - видеть картинку целиком. 

Но начинать-то шаги к себе все равно как-то надо, почему бы и не так - ведь так было понятнее всего.

А еще сколотили мы группу музыкальную, точнее ребята сколотили, а я пришла туда петь. Кажется 4 года мы просуществовали (со мной вместе, ребята-то еще до меня начали поигрывать). И тоже выступали, уже по-серьезному, фестивали там всякие. А я вся рас-такая рок пою. И даже мы кому-то нравились. Этот опыт мне раскрыл глаза на дыхание, и как оно связано с телом, с внутренней силой, проявлением голоса и движением тела.

Выводы.

Все эти ситуации, о которых я писала были нестандартны - не являлись естественным течением моей жизни, где я спокойна и  в комфортной обстановке. В таких нестандартных ситуациях тело начинает работать в экстремальном режиме - пользоваться опытом приобретенным или данным поколениями до нас (если мы сумели их раскрыть). Эти экстремальные ситуации (и это не обязательно выступление перед аудиторией, это может быть все, что угодно, любой момент, где нужно сгруппироваться, импровизировать, принимать решение здесь и сейчас в обстановке за пределами своего комфорта) - не цель, а лакмусовая бумажка: дружу ли я с собой. Могу ли владеть своим дыханием, своим телом. Или происходит сбой в системе. 

И эти моменты очень интересны, потому что всегда есть какое-то путешествие как по спирали, никогда не завершается путешествие. Ну помните дзенскую притчу про горы: "сначала человек видит в горах просто горы, а в реках просто реки, потом он понимает, что горы - это не просто горы, а реки - не просто реки, а уже познав суть дзен, человек видит в горах просто горы, а в реках - просто реки" - и это бесконечно. 
Сначала мы видим свои "белые пятна", зажимы в теле (уже видим - замечательно!!!), потом мы их проработали! далеко продвинулись! столько интересного обнаружили, увидели, раскопали! "в теле такая приятная гибкость образовалась", а потом опять видим свои "белые пятна", зажимчики, непроработанные места - это снова они, но другие, а значит другие ответы, новые пути. Бесконечный кайф просто, игра без конца.

Так что же все-таки нужно, чтобы жить с удовольствием (это мои субъективные выводы,  поэтому можно тогда еще назвать эти выводы "когда я начинаю получать удовольствие от жизни и чувствовать, что дышу полной грудью"). Итак:

Во-первых, важно быть искренней, сначала перед самой собой, настоящим. Тогда ты постоянно находишься в актуальном действии. И если ты актер или танцор - ты захватываешь всегда зрителя игрой - у него нет чувства обманутости, ты с ним искренен a priori.
Если ты не актер и не имеешь ничего общего со зрелищными искусствами, с теми направлениями, когда выставляешь себя напоказ - что тогда взращивает или открывает в тебе эта искренность? Зачем она нужна? Она открывает доступ к необходимым ресурсам, быстрым принятиям решений. Искренность ведет к доверию.

Это уже во-вторых. Важно быть открытым тому, что происходит и доверять себе, своему телу. Оно мудрое, в нем, как в земле много пластов, которые не видны нашему поверхностному взору. В этих пластах запакована нужная информация для выживания, для жизни, для движения, для существования, для поисков и физических, и мистических - там опыт всех поколений, тех, кто жил до нас, и если хотите, других наших жизней, реинкарнаций. 

В-третьих, важно идти к своей целостности (уверена, что это бесконечный процесс, потому пишу о действии, как о процессе). Зажимы, "белые пятна" на теле - это как плотина на реке: Они перекрывают движение от точки к точке. Что тогда происходит:
  • нет непрерывности, 
  • нет ощущения потока движения внутри - и поэтому мы мало что можем контролировать, например свои эмоции, мысли, 
  • и потока наших внешних движений. Импровизация - привет. Ее становится все меньше, чем больше этих "плотин" на теле. И к слову импровизация нужна не только профессионалам в области искусств - банально, это способность человека выживать, идти в ногу со временем (т.е. постоянно развиваться), быть гибким (и это не только внутри - тело также становится более гибким, чувственным, здоровым).
Так вот целостность - это когда поток не прерывается, когда системы между собой связаны.

В-четвертых, баланс "давать-брать". Быть в равновесном состоянии, уметь балансировать полезно как физической оболочке, так и самому человеку в общении с окружающим миром. Тело всего лишь транслирует - умеем ли мы соблюдать баланс. И если баланс не соблюден, если завалилась в какую-то из сторон - начинаю болеть или наблюдаю крен в отношениях, в коммуникации с окружающим миром.

Что помогает настраивать свою систему мне.
Потихоньку в мою жизнь стали вливаться телесные практики, связанные со всеми этими благами, перечисленными в выводах. Именно в этих практиках мне удавалось прикоснуться к целостности, доверию и максимально становиться искренней. Это:
  • Контактная Импровизация, где активно исследуется баланс "давать-брать", баланс "напряжения и отдыха", свое ощущение места и времени "здесь и сейчас"; где постоянно налаживается диалог со своим телом, партнером, пространством; где происходит постоянная практика импровизации в живом времени. Одна из отличительных черт КИ - это моя собственная ответственность в этом пространстве за то, что я делаю. на этот аспект движения особенно обращают внимание инструктора. Собственная ответственность за каждое свое действие приводит к тому, что начинаешь отсеивать лишнее, не нужное в данном моменте, работать только с необходимым в данном конкретном времени.
    Еще один момент, который мне особенно понравился и когда-то привлек мое внимание к КИ - в пространстве импровизации используется ресурс который дан, он осваивается на 100%. Т.е. нет хорошо и плохо, нет красиво и не красиво - у меня есть мое тело, которое мне дано и этот ресурс я использую по максимуму. А как только ресурс освоен - он расширяется. Таким образом происходит постоянное расширение границ своего телесного опыта (не только телесного, любого, который сопровождает нашу физическую оболочку) - постоянное развитие.
    Постепенно все это выносится из зала в повседневную жизнь, что, конечно, приносит неимоверное удовольствие :). И я не говорю здесь о том, что дает чисто физический аспект движения - прокачка мышц, работа с зажимами и т.д.
  • Аутентичное Движение - каждый раз это попытка прикоснуться к своему истинному движению, к себе из глубины. Это открывает нам наши слепые пятна. Это поток сознания, запакованных эмоций, опытов, которые раз за разом проявляются в качестве собственного движения, ощущения движения. Что, конечно, позволяет увидеть мудрость своего тела и все больше ему доверять. Еще АД - это хорошая практика перестать оценивать себя, происходящее, то, что видишь.
  • Перформанс - в игровой форме рассказывать другим о себе. Это позволение себе быть такой, как есть перед всеми. Быть, как есть. Умные люди рассказывают, что играть в принципе полезно. Это способ ввести разнообразие в монотонность. Или если говорить кастанедовским языком: умение нестандартно действовать придает силы, постепенно очищает от привычек, позволяет владеть ситуацией (это я совсем своими словами сказала - Кастанеда, конечно, описывает приобретаемое шире и использует термин "сдвигать точку сборки"). Перформанс - это умение жить в контрастах: зритель/перформер, игра/искренность и т.д. Здесь интересно наблюдать за проявлением своей личности и ее единения с целым организмом других перформеров, зрителей, пространства - оттачивается навык быть самостоятельной цельной личностью и в то же время быть частью единого организма.
    Чуть не забыла упомянуть фокус, работу со вниманием. Ведь от фокуса перформера зависит - чем будут увлечены зрители, а в жизни способность управлять своим фокусом определяет наше восприятие, поведение, движение по своему пути.
  • Релаксация. Очень много сейчас говорят о стрессе. О том, что дыхание даже в обычном режиме по привычке учащено. Я сама помню, когда была в начальных классах, нас обучали "быть воспитанными" - одно из проявлений воспитанности было дыхание только грудной клеткой, незаметно. Обязательно не животом, потому что животом  дышать неприлично. Так социум нас обучает поверхностному дыханию (это дыхание в природе появляется только когда испытывается чувство страха, когда нужно затаиться, когда нервно взбудоражены). И вот современный человек дышит прилично - не глубоко, а от дыхания, к слову, очень сильно зависит наше состояние, самочувствие. И поэтому, даже когда стрессовой ситуации нет, дыхание продолжает работать в привычном режиме - мозг и тело, постоянно наготове прикинуться трупом или бежать. В таком режиме и эмоциональное состояние тоже веселое - достаточно одной последней каплей (в таком состоянии капля всегда последняя), - и ба-бах: табуретки летят из окон или эмоциональное выгорание. Плюсуем сюда, как следствие психическое и физическое напряжение. Чудесная картина.
    Практика же релаксации предлагает окунуться в состояние расслабленности, спокойствия, умиротворения, естественных состояний. Это происходит за счет
    настройки своего дыхания, знакомства нашего мозга с телом еще раз, особенно с незнакомыми ему местами (местами, о которых мы меньше всего вспоминаем за ненадобностью или по привычке), и пребывании в состоянии бездействия, в медитации, объединяя и запуская накопленный опыт в себе.
P.S.
Как говорится "по сусекам поскребла, по амбарам помела, да и нагребла-таки"))). Надеюсь, это кому-нибудь было интересным и полезным. Мне - да))). 
И решила я назвать все это "Предисловием", чтобы в следующие разы глубже коснуться и аспектов, которые здесь были названы, и которых не успела коснуться.
Буду рада вашим мыслям, которые возникнут по прочтению этого текста.
Да, спасибо, кто дочитал)))).

Засим прошу откланяться.

Комментариев нет:

Отправить комментарий